город Астана
v.seosolution
(717) 26-95-918

Применение идей Фрейда в сфере нейромаркетинга

Полезное

 

 

Зигмунд Фрейд, австрийский невролог, основатель психоанализа, вероятно, смог бы многое сказать о нейромаркетинге. Хотя теории психиатра и потеряли интерес терапевтов, его идеи и методы по-прежнему создают полезные метафоры, помогающие понять психологию потребителей

 

Статья предпринимает попытку интерпретировать теории великого психоаналитика, рассматривает возможности их применения к лучшим маркетинговым тактикам:

 

Поощрение свободно высказываться

 

Фрейд был отцом психоанализа, также известного как «говорящее лечение». Во время сеанса пациенты лежали на диване и свободно высказывали свои мысли. Таким образом, ученый надеялся выявить основные причины возникших симптомов.

 

Действительно, некоторые нейромаркетинговые организации подобные Olson Zaltman – компании, занимающейся анализом рынка, пользуются углубленными беседами. Несмотря на отсутствие терапевтического эффекта, долгие интервью способствуют выявлению основных эмоций и ассоциаций.

 

Основная цель владельцев бизнеса – заставить клиентов говорить о предлагаемой продукции. Даже сегодня «сарафанное радио» остается на 92% эффективнее прочих форм продвижения бренда. Маркетологи поощряют желание клиентов взаимодействовать с компанией, создавать фотографии, видео, изображающие продукт, размещать отзывы в социальных сетях, рекомендовать друзьям.

 

Побуждать потребителей свободно выражать собственное мнение. Особую пользу здесь приносят формы для отправки комментариев, наличие специализированного форума на корпоративном сайте. Другой способ достигнуть поставленной цели – проявление организацией активности в социальных сетях. Пользователи получают дополнительную возможность взаимодействовать с брендом и друг с другом.

 

Давайте аудитории правильные подсказки и стимулы, помогающие им раскрыться. Вы не только получите такие желанные положительные отзывы, но и найдете области бизнеса, требующие улучшения.

 

Прикосновение к бессознательному

 

Аналогия с айсбергом использовалась при описании бессознательного. На поверхности лежит верхушка айсберга, другими словами – сознание. Однако самая большая, значительная часть, находящаяся под поверхностью - бессознательное.

 

В период развития нейромаркетинга почти все специалисты включали изображение айсберга в презентации или рекламные кампании. Сегодня указанная метафора стала клише.

 

Согласно описанной теории, бессознательный разум управляет нашим поведением больше, чем мы полагаем. Такой подход часто используется при разработке маркетинговых стратегий, создании рекламных роликов. Существует множество психологических триггеров, непосредственно влияющих на то, как покупатели тратят имеющиеся деньги.

 

Возможно, теория Фрейда справедлива. По мнению некоторых ученых, 95% ежедневных решений принимается неосознанно. Дизайн упаковки, окружающая среда магазина, цвет, тон голоса – все это влияет на наше отношение к бренду и продуктам.

 

Менталитет пользователей

 

В конце карьеры Фрейд придумал структурную модель человеческой психики, насчитывающей три неотъемлемые составляющие: «Ид», «Эго», «Супер-Эго».

 

Первый компонент присутствует от рождения. «Ид» формирует основные инстинкты, вызывая потребность в удовольствии и наслаждении. По мере взросления развивается Я, удовлетворять требования «Ид» социально приемлемым образом. Наконец появляется Супер-Эго», определяющее моральные установки, нормы поведения человека.

 

Общепризнано, что для продажи «Эго» нужно обратиться к «Ид». Данных подход часто применяется авторами рекламных текстов. Копирайтеры всегда обращаются к примитивным стимулам: стремлению получить удовольствие или избежать боли.

 

Жадность

 

Фрейд считал, что люди по своей природе жадные. Он отметил, что люди всегда могут оправдывать принятые решения, даже самые нелепые - собственными рассуждениями. Это когнитивное искажение называется «рационализация после покупки». Покупатели склонны ретроспективно приписывать позитивные качества приобретенным вещам.

 

В определенной степени потребительские продукты заполняют наше пустое пространство, по крайней мере, на какое-то время. Этим обстоятельством оправдываются совершаемые необдуманные, импульсивные покупки.

 

Процесс проведения исследований, вызвавший шквал критики

 

Давайте рассмотрим, как Фрейд проводил исследования. Существуют веские причины, почему его теории перестали пользоваться популярностью.

 

Во-первых, выводы ученого зачастую основывались на нерепрезентативной (малой) выборке населения. Участниками опытов становились его пациенты, один ребенок и он сам. Следовательно, выводы не всегда применимы к широкому демографическому показателю.

 

Во-вторых, психиатру была присуща предвзятость. Он обращал внимание на доказательства, подкрепляющие его теории, игнорируя менее благоприятные данные. Следует помнить: ложные убеждения могут причинить вред, особенно когда дело касается маркетинга. Допустим, вы изучаете рынок, конкурентов. При отсутствии достоверной информации нельзя разработать стратегии, подходящие именно вашей компании.

 

Когнитивные искажения могут коснуться каждого. Это может быть рационализация после покупки, эффект ореола, эффект обратной вспышки. Следовательно, принятие важных бизнес-решений, проведения исследования целевой аудитории требует непредвзятости.

 

Возможно, не стоит слишком полагаться на теории Фрейда, однако провести полезные параллели все же стоит. Обращение к «Эго» потребителей при создании контента, понимание роли бессознательного в процессе принятия решений позволяет установить более глубокий контакт с покупателями.

 

Запросить

коммерческое предложение

Заказать звонок